КОДИРОВКИ НА ОСНОВЕ КОМБИНИРУЕМЫХ ДИАКРИТИЧЕСКИХ ЗНАКОВ

К данной категории относится огромное количество самых разнообразных кодировок, используемых в шрифтах кустарного происхождения. Далее рассматриваются лишь те кодировки, которые приобрели широкую популярность либо интересны в теоретическом отношении.

 Кодировка SGreek . Шрифт SGreek разработан Джоном Баймой (более известным под «именем» Silver Mountain Software) для его программ TLG Workplace и Bible Windows, однако распространяется и самостоятельно (в составе пакета Sfonts). Основная идея шрифта заключалась в обеспечении соответствия Бета-кодам TLG, что рекламируется как его главное достоинство (см. статью о TLG Workplace, приложенную к пакету Sfonts 1.1). В действительности Бета-коды TLG были разработаны как средство хранения информации, но отнюдь не ее представления на экране, поэтому полностью совместимый с ними шрифт создать невозможно. Например, в Бета-кодах используются только заглавные буквы, так что в любом случае необходим перевод в нижний регистр.

Другая особенность Бета-кодов действительно перешла в шрифт: пользователю предлагается печатать каждое ударение и придыхание как отдельный символ, даже если они помещены над одной и той же буквой. Таким образом, к проблеме корректного размещения диакритических знаков над буквами добавляется проблема их позиционирования по отношению друг к другу. Ситуацию не спасают даже включенные в шрифт таблицы кернинга. Поэтому в нижней (т. е. недоступной с английской клавиатуры) части таблицы SGreek всё-таки имеются все требуемые сочетания ударений с придыханиями, причем в целых трех наборах. Они-то и используются при выводе на экран в программе TLG Workplace. Таким образом, исходный замысел обойтись без перекодировки Бета-кодов оборачивается перекодировкой более сложной, чем если бы использовался нормальный шрифт на основе предопределенных комбинаций. При всём при том у автора хватает смелости рекламировать SGreek как удобное средство набора греческого текста в любой программе.

Пакет Sfonts версии 1.1 всё еще можно найти на некоторых сайтах (например, в Архиве иностранных шрифтов Доктора Берлина), в то время как на сайте производителя предлагается теперь версия 2.0 с несколько менее подробной документацией. Кернинга во второй версии SGreek уже нет. Зарегистрированным пользователям доступен также шрифт SGkClassic в той же раскладке, что и SGreek. Впрочем, этот шрифт можно получить и бесплатно — в составе демонстрационной версии TLG Workplace. По внешнему виду он ничем принципиально не отличается от SGreek, на экране же выглядит едва ли не грубее. Последняя версия TLG Workplace позволяет работать с Unicode, поэтому имеется и шрифт в этой кодировке под названием Silver Humana, представляющий собой ужасающее соединение санссерифного латинского шрифта с тем же самым SGkClassic. Вывод из этого тот, что, если за Sfonts версии 1.1 следует признать некоторую историческую ценность, то вторая версия не имеет ценности вообще никакой. Правда, Glenn Wooden и Harry Hahne на своей страничке «Греческие и Еврейские шрифты для Microsoft Windows» утверждают, что «Как WinGreek, так и SGreek являются хорошим выбором для греческого языка, однако Silver Fonts обеспечивают более высокое качество текста и большую легкость редактирования». По этому поводу следует сказать лишь одно: не верь глазам своим.

Несмотря на всё сказанное, мысль о соответствии с Бета-кодам является притягательной для многих пользователей, в силу чего существует еще несколько шрифтов, совместимых в своей базовой части с SGreek. Наиболее известный пример — свободно распространяемый шрифт SPIonic от Scholar Press. Во все такие шрифты обычно добавляются комбинации ударений с придыханиями, причем с таким расчетом, чтобы они были доступны с клавиатуры. Однако эти комбинации предназначены на крайний случай, основным же методом ввода, как и в оригинальном SGreek, остается печать каждого диакритического знака отдельно. Таким образом, более или менее сносный вид введенного акцентированного символа достигается путем долгих экспериментов с клавиатурой.

 Кодировка Linguist's Software. Фирма Linguist's Software основана англичанином Филиппом Б. Пэйном, известным под псевдонимом Payne Loving Trust, и в настоящее время, судя по ассортименту предлагаемых ею шрифтов для всех языков мира, разрослась неимоверно. Впрочем, судя по отзывам специалистов, ее, например, кириллический шрифт не лезет ни в какие ворота. Одним из ранних творений Пэйна был весьма распространенный в России шрифт SuperGreek, кустарной переделкой которого является еще более популярная Hellenica. Разница между этими шрифтами практически заключается лишь в том, что Hellenica использует символьную кодировку. Дальнейшим развитием этой линии стал шрифт под названием Graeca, в то время как имя Hellenica перешло к новому шрифту совершенно иного дизайна (что и говорить, шрифтовая номенклатура фирмы Linguist's Software отличается богатством и разнообразием). Качество прорисовки контуров и экранное отображение шрифта были заметно улучшены. В настоящее время греческие шрифты Linguist's Software продаются в составе пакетов Laser Greek и Laser Greek II. Шрифты Supergreek и Graeca летом 2001 года были доступны на нескольких серверах, однако, столкнувшись с недовольством автора, владельцы сайтов были вынуждены отказаться от их размещения. Столь ревностная охрана автором своих прав на безнадежно устаревшие и давно не поддерживаемые им самим шрифты просто поразительна.

По мере усовершенствования шрифтов их кодировка менялась, однако общей чертой всех версий является присутствие в нижней части таблицы специальных символов, предназначенных для библейских изданий. В большинстве версий акценты должны печататься после гласных букв, однако существуют и варианты, основанные на противоположном принципе. В некоторых шрифтах из пакета Laser Greek II (судя по описанию на сайте фирмы) наблюдается отход от принципа комбинируемых диакритических знаков и включение возрастающего числа предопределенных комбинаций. Кроме того, теперь имеются и шрифты с поддержкой Unicode. А вот использовать кернинг для точного позиционирования акцентов Пэйн-Правдолюбец так и не догадался, так что диакритика откровенно «плывет» даже в образцах текста, выставленных на его сайте.

Как бы то ни было, Linguist's Software — единственная серьезная коммерческая фирма, систематически использующая для греческих шрифтов принцип комбинируемых диакритических знаков, и ее продукция достаточно популярна на Западе. Кодировка ее шрифтов для своего класса составлена вполне разумно. Поэтому при наличии острой необходимости печатать текст с комбинируемыми диакритическими знаками лучше всего исходить именно из нее, на ней же следует основывать и новые шрифты такого типа. Собственно говоря, так оно обычно и делается (см. такие шрифты, как BST Greek, Achille, Koine Italics). Конечно, руководствоваться при этом следовало бы не устаревшими образцами (типа Hellenica), а современным вариантом кодировки. Увы, это не так просто, так как она имеет множество вариантов и подвержена изменениям. Поэтому в приведенную здесь таблицу мы включили только основной набор символов, положение которых более или менее стабильно. Диакритические знаки в нижней части таблицы (за исключением комбинаций с diaeresis) — не комбинируемые, а широкие (spacing); они предназначены для печати перед заглавными буквами. «Широким» является также acutus на месте заглавного V.

Из других кодировок заслуживает упоминания так называемая Standard Mapping Initiative Вильяма Маунса (хотя и в ней чувствуется явное влияние Linguist's Software). Маунс — единственный из умельцев-одиночек (впрочем, и он, как это обыкновенно бывает, прячется под псевдонимом «фирмы» Teknia Software), не просто создавший шрифт, но и попытавшийся письменно изложить теоретические принципы, которыми он при этом руководствовался. Увы, время для подобных «инициатив» давно прошло, и в эпоху распространения Unicode попытка создания нового стандарта на шрифты с комбинируемыми диакритическими знаками может быть интересна только его автору. Кажется, теперь в этом убедился и сам автор «инициативы».

Особую группу составляют кодировки шрифтов греческой фирмы Magenta, основанные на новогреческой кодовой странице 1253. Естественно, для успешной работы с такими шрифтами необходима новогреческая раскладка клавиатуры, а в юникодовых приложениях они работать не будут, поскольку не соответствуют стандарту Unicode. Наиболее интересна кодировка типа W (на эту букву заканчиваются названия соответствующих ей шрифтов), построенная таким образом, чтобы расположение акцентов на клавиатуре соответствовало раскладке политонической пишущей машинки. Как ни странно, данную кодировку мы оценили бы выше всех рассмотренных ранее и даже выше той кодировки с предопределенными комбинациями, на которой в конце концов остановилась фирма Magenta. Действительно, раскладка пишущей машинки хороша тем, что придумана давно и является стандартом, не нуждающимся в совершенствовании. Диакритические знаки в этих шрифтах печатаются (как и на пишущей машинке) перед буквами. Некоторую проблему составляет ввод акцента перед заглавной буквой: во избежание перекрытия двух символов приходится ставить после диакритического знака пробел. При этом у пользователя должно хватить ума и опыта сделать все такие пробелы неразрывными, т. к. в противном случае по ним начнет производиться перенос строк, в чем, естественно, ничего хорошего нет.

Шрифты фирмы Magenta сделаны очень последовательно в том смысле, что каждый диакритический знак (или комбинация диакритических знаков) присутствует в них в единственном экземпляре, чем обеспечивается требуемое единообразие текста. Любопытны ухищрения, на которые пришлось пойти, чтобы добиться сносного позиционирования акцентов над буквами: omega сделана заметно уже, чем ей следовало бы быть, а для того, чтобы увеличить ширину буквы iota, после нее оставили небольшое дополнительное пространство. После комбинации iota tonos, оформленной как отдельный символ, такого пространства нет. Визуально всё это выглядит вполне сносно, но полиграфического качества не обеспечивает. Впрочем, то же самое можно сказать обо всех шрифтах, рассмотренных в данном разделе.

Перейти к кодировкам на основе предопределенных комбинаций

Hosted by uCoz