О ШРИФТАХ (ДИЗАЙН)

Текст на классическом языке предъявляет особые требования к выбору шрифтов. Достаточно очевидно, что шрифт должен не только быть профессионально сделан, но и отвечать содержанию текста. Предпочтительно ориентироваться на проверенные временем классические образцы, а не на разработки последних лет, основанные на дизайне популярных латинских гарнитур.

Латинские и кириллические текстовые шрифты обычно делятся по признаку своего дизайна на три большие группы:

Для греческих шрифтов наличие засечек не является характерным признаком, хотя они обычно и имеются у заглавных букв. Тем не менее, и греческие шрифты можно условно разделить на серифные и санссерифные, причем серифными в этом случае, очевидно, следует считать такие гарнитуры, которым свойственны изменения толщины основных штрихов, а санссерифными — те, у которых толщина этих штрихов одинакова на всем их протяжении.

Серифные греческие шрифты, которые обычно используются для набора основного текста, целесообразно разделить на четыре группы.

Французская группа

Восходит к трудам французского печатника Дидо. Гарнитура Дидо стала стандартом и для самой Греции, где получила название Apla. Основные признаки шрифтов этого типа:

Семейство шрифтов Greek 90, 91, 92 фирмы Monotype

Перевод шрифтов типа Apla в компьютерную форму труден, так как их изысканные начертания требуют тщательной отделки экранного изображения. Наиболее удачная реализация принадлежит фирме Monotype (в ее номенклатуре обозначается как Greek 90, 91, 92). Подражание ей представляет собой семейство Odyssea фирмы Linguist's Software. Другую линию той же группы представляет DidotGFS от Greek Font Society. К последнему близок шрифт под названием Greek Rossius zp, употребляемый в издательстве Индрик, который, однако, сделан со множеством упущений.

Любопытно, что наклонный вариант монотайповского шрифта, согласно утверждению Янниса Хараламбуса, в Греции называют «Лейпцигским» (Lipsias), хотя, как будет видно ниже, с подлинным лейпцигским шрифтом он имеет мало общего и, в сущности, гораздо больше похож на курсивный греческий Times.

Английская группа

Ее типичным представителем является гарнитура Porson, употребляемая в оксфордских изданиях классических текстов. Применяется она и в самой Греции, но только для оформления текстов на древнем языке. Ее основные признаки:

Гарнитура Porson фирмы Monotype

Лучшая компьютерная реализация гарнитуры Porson опять-таки принадлежит фирме Monotype. Вариацию на ту же тему представляет распространенный шрифт Beta Oxonia. Типично «английским» по дизайну является шрифт Greek Old Face Ральфа Хэнкока, который, однако, значительно насыщеннее, нежели стандартный Porson, и отличается от него многими другими особенностями.

Если же довести присущие английским гарнитурам особенности до логического завершения, получится уже санссерифный шрифт, который в терминологии компании Monotype обозначается Greek Sans 486. Его геометрические формы хорошо известны по семейству Hellenica/Supergreek/Graeca фирмы Linguist's Software.

Немецкая группа

Представлена в основном стандартным шрифтом тойбнеровских изданий, хорошо известным каждому классицисту. Ее особенности:

Компьютерные реализации тойбнеровского шрифта нам, к сожалению, неизвестны. Ранний этап его эволюции иллюстрируется шрифтом Korinthus Миндовга Строкиса в кодировке WinGreek, основанным на лейпцигских изданиях начала XIX века.

Шрифты типа Times.

В Греции эта гарнитура обычно называется Elsevier. Ее реализации, в свою очередь, могут быть разделены на две категории: клоны греческого Times New Roman фирмы Monotype и клоны греческого Times Ten фирмы Linotype.

Times New Roman

Дизайн этого шрифта всем хорошо известен, так как его монотонический вариант входит в комплект поставки Windows; кроме того, на нем основаны все версии математических шрифтов Symbol и большинство низкокачественных политонических шрифтов (типа оригинального Greek из пакета WinGreek). Характерная особенность этой гарнитуры — большая гибкость; для многих букв допустимы альтернативные начертания. Несмотря на свое чисто западное происхождение, Times с легкостью приспосабливается не только к разным видам письменности, но и к разным типографским традициям, чем и объясняется его нынешняя популярность. Тем не менее заметим, что дизайну шрифтов Times отвечает circumflexus в форме тильды (а не полулунный), который и использовался в оригинальной версии от Monotype.

Times Ten

В Греции пользуется большей популярностью, чем Times New Roman. Его типичные признаки:

На дизайне Times Ten основан свободно распространяемый шрифт SIL Galatia и шрифт Янниса Хараламбуса Omega Serif Greek для системы LaTeX, который использован в таблицах кодировок греческих шрифтов, помещенных на этом сайте.

Отдельно следует упомянуть о гарнитуре New Hellenic,

известной также под именем Attica. По нашей классификации эта гарнитура должна быть отнесена к санссерифным, хотя ее заглавные буквы и могут иметь засечки. Однако ее дизайн восходит скорее ко греческим рукописям и старопечатным изданиям, чем к латинским «рубленым» шрифтам с их рационалистическим оформлением. Данный тип широко применяется для классических текстов во всем мире, но наиболее популярен, пожалуй, во Франции. Его примером можно считать шрифт Athenian в кодировке GreekKeys, однако наиболее удачная реализация, как и в других случаях, принадлежит фирме Monotype.

Гарнитура New Hellenic фирмы Monotype

Прочие санссерифные шрифты (типа Arial Greek), несмотря на их популярность в современной Греции, где они широко употребляются в том числе и для политонических текстов, для древнего языка явно не подходят.

Знание классификации греческих шрифтов особенно необходимо их разработчикам,чтобы четко представлять свою цель и не сбивать пользователя с толку красивыми названиями своих творений. Очевидно, для греческих шрифтов следует рекомендовать ту же систему обозначений, которая стала традиционной для латинских (и кириллических) гарнитур. Их названия обычно составляются из следующих элементов:

Применительно к греческим шрифтам примерами хорошего стиля могут служить: MgOldTimesUC Pol (Magenta), GreekNinetyMT (Monotype), NewtonPGTT (Paratype). Признаком плохого стиля являются безликие имена типа Greek или Hellenica или произвольно выбранные античные имена и названия (Achill, Bosporos, Kadmos etc.).

Hosted by uCoz